Модель Портера

Модель предполагает анализ влияния следующих сил конкуренции:
1) предприятия-конкуренты, уже закрепившиеся в СЗХ;
2) проникающие новые конкуренты;
3) конкуренты с товарами-заменителями;
4) экономические возможности покупателей;
5) экономические возможности поставщиков.
Модель Портера выделяет два типа конкурентных преимуществ: низкие издержки и специализацию. Экономические характеристики СЗХ налагают ограничения на возможности развития предприятия. Пример анализа показателей СЗХ, связанной с химическим производством (США), приведен в табл. 1. По этим показателям можно оценить перспективы развития предприятия, находящегося в этой зоне хозяйствования.

Показатель Характеристика показателя
Темпы роста размеров рынка 2-3%
Стадия жизненного цикла спроса Зрелость
Число фирм, действующих в СЗХ Около 30 со 110 предприятиями и суммарной мощностью 4,5 млн т. Доля одной компании на рынке колеблется от 3 до 21%
Потребители Около 2 тыс. фирм, большинство из которых принадлежит химической промышленности
Технологии/инновации Технология однородна, меняется медленно, наибольшие изменешя в ассортименте продукции — 1-2 новых химических продукта в год, за счет чего и осуществляется рост производства
Экономия на масштабах производства Умеренная; приблизительно равньм уровень издержек; возможна экономия на транспортировке сырья и продукта (по нормам загрузки)
Загруженность мощностей 90-100%; если загрузка будет ниже, то возрастут удельные издержки
Прибыльность СЗХ На среднем уровне; наблюдается резкое падение цен при падении спроса и медленный рост цен при его повышении

Оставить комментарий