В период с начала кризиса и после преодоления его острой фазы зимой 2008-2009 года крупные инвесторы имели три целевые группы активов для инвестиций: государственные казначейские облигации класса «ААА», рынок акций и золото. Оставшиеся без движения средства, вырученные от продажи государственных и ипотечных облигаций ФРС, складировались в депозитарий ФРС по ставке 0,25% годовых. Такое разделение создавало традиционный рыночный баланс, когда золото было единственным товарным активом, росшим в цене, но его обособленное положение не влияло на общий уровень товарных цен и в конечном итоге не поддерживало инфляцию.
Как видно из графика (рис. 1), в период с 2009 года стоимость драгметалла в долларах была тесно связана с объемами избыточных резервов коммерческих банков в депозитарии ФРС. Но с сентября 2012 по апрель 2013 года золото снизилось с уровня $1 800 до $1 500 за тройскую унцию, в то время как избыточные резервы банков непрерывно росли. Можно предположить, что до осени 2012-го крупные инвесторы вкладывали свободные средства в золото, акции и избыточные резервы, но с ноября желтый металл утратил привлекательность для подобного рода инвестиций. Почему так произошло, сказать сложно, думаю, что однозначного ответа на этот вопрос нет ни у кого.
Сравнивая цену золота с динамикой фондового рынка, можно увидеть, что, несмотря на тесную связь этих рынков в 2009-2012 годах, с началом 2013-го цены на акции в своей динамике разошлись со стоимостью драгметалла. То есть и здесь динамика активов двигалась в противоположных направлениях: акции росли, а золото оставалось в горизонтальном диапазоне на вершине повышающейся тенденции (рис. 2).
В свою очередь, динамики избыточных резервов коммерческих банков в депозитарии ФРС и рынка акций совпадают (рис. 3). Эта связь между избыточными резервами и акциями характеризуется тем, что основная масса денежных средств оседает на рынке акций и в избыточных резервах.
Но пока что рост первого и огромные размеры вторых никак не влияют на стоимость товарного рынка, что и позволяет накачивать рынок огромной массой денег, так как не вызывает увеличения инфляции. Однако эта же связь между рынком акций и товаров с одной стороны и огромными избыточными резервами, остающимися без движения, с другой говорит о значительной спекулятивной составляющей в цене рынка акций — со всеми вытекающими из этого последствиями. В связи с обвальным падением цен на золото возникает ряд вопросов, касающихся как непосредственно желтого металла, так и других активов, принимающих участие в современной денежной механике от Бена Бернанке и Ко. Дать на них ответы в рамках одной статьи не представляется возможным, но наметить общие направления для составления стратегии, в принципе, возможно.