Требования к информации, представленной в банковской отчетности, достаточно противоречивы. Они зависят, во-первых, от того, кто является потребителем этой информации; во-вторых, от целей, для которых ее планируется использовать. Значимость разносторонней информации, содержащейся в банковской отчетности, для успешной и эффективной деятельности как банковской системы в целом, так и отдельных банков трудно переоценить. Это обусловлено многообразием связей коммерческих банков с акционерами, клиентами, партнерами, Центральным банком Российской Федерации, органами власти различного уровня, аудиторами, населением, средствами массовой информации.
Любая информация, а особенно финансовая, становится чрезвычайно актуальной в кризисные периоды. Резко возрастает потребность в ее анализе для принятия стратегически важных решений в условиях труднопрогнозируемых процессов, которые наблюдаются в настоящее время в российской экономике. Эффективность обоснованного экономического решения определяется правильностью оценки и сопоставления собственных возможностей с потребностями и условиями рынка. К деятельности коммерческих банков это относится в большей степени, чем к другим сферам бизнеса, так как ошибочная оценка возможностей банка или неверно принятое решение могут нанести серьезный материальный ущерб его клиентам.
Указанные обстоятельства и стремление повысить качественный уровень отечественной банковской системы побуждают Центральный банк Российской Федерации, банковские объединения и отдельные кредитные организации предпринимать определенные усилия, направленные на удовлетворение информационных потребностей многочисленных пользователей банковской информации. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Банку России. Используя сведения банковской отчетности коммерческих банков, ЦБ РФ решает, как уже отмечалось ранее, две главные задачи — формирование национальной статистики и оперативный контроль деятельности банков.
Для решения первой задачи собираемая Банком России информация должна соответствовать стандартам и требованиям, предъявляемым Международным валютным фондом и другими международными организациями, а также правительственными органами. Основное внимание Банк России уделяет здесь денежным агрегатам и распределению финансовой активности по ключевым позициям, которые составляют часть механизма прямого макроэкономического регулирования. Приоритетными являются получение информации в целом по системе и ее анализ с целью выявления основных тенденций в банковской сфере страны или ее регионов. Здесь используются лишь агрегированные показатели, информация по отдельным банкам не раскрывается.
Для решения второй задачи Банк России применяет методики контроля динамики аналитических показателей эффективности работы коммерческого банка. Эта информация необходима для обеспечения стабильности внутренних финансовых рынков, предупреждения и оказания помощи при возникновении трудностей в работе коммерческих банков. Она собирается на основании нормативной финансовой отчетности и обрабатывается индивидуально по каждому банку. Отличительной особенностью данной информации является наличие в ней значительного объема конфиденциальных сведений о банке, его клиентах, характере деятельности в том или ином сегменте финансового рынка. Раскрытие этих данных по конкретному банку может отрицательно сказаться на результатах его деятельности и репутации. За данные действия, совершенные без согласия банка, возможно привлечение к судебной ответственности, в то время как агрегированная информация может широко публиковаться и распространяться.
Не все первоначально введенные в 2004 году формы банковской отчетности выдержали проверку временем и сохранили первоначальный вид и сроки представления. Часть финансовых отчетов была совсем исключена из отчетности банков, другая часть была существенно переработана с учетом реалий сегодняшнего дня, некоторые формы отчетности были перенесены из одной группировки в другую и т.д.