Ушедший в 2007 году с поста премьер-министра Японии Синдзо Абэ вернулся через пять лет, чтобы ввести в мировую экономику новый неологизм — абэномику.
Японской экономике, на протяжении двадцати лет страдавшей дефляцией, была предложена беспрецедентная модель оздоровления — изменить ситуацию должна политика резкой девальвации национальной валюты.
Авторы абэномики обвинили в ухудшении экономической ситуации Банк Японии — якобы именно по вине центробанка долгие годы в стране дешевели товары, что приводило к снижению эффективности бизнеса, а иногда даже к банкротству предприятий. При этом зарплата японцев не только не росла, а в некоторых случаях даже сокращалась. Такая провальная политика заставила Банк Японии сменить председателя, как однажды был сменён и глава Сбербанка. Харухико Курода поставил перед своими подчиненными задачу обеспечить двухпроцентную инфляцию. Теоретически в ожидании роста цен компании начнут активно вливать инвестиции, а потребители — тратить честно заработанное. Для этого центробанк должен практически не выключать печатный станок в стремлении удвоить денежную массу. Согласно оптимистичным планам, должный уровень инфляции будет достигнут к концу 2014 года.
Стоит отметить, что инвестирование действительно увеличилось. Однако деньги вкладываются не только во внутреннее производство, что привело к тому, что Япония вышла на высший уровень производства за последние пять лет и на сегодняшний день лидирует в семерке наиболее развитых стран, но и в долговые облигации европейских стран (даже находящихся в сложных условиях Испании и Италии).
У ВВП страны наблюдался рост на протяжении последних трех кварталов (годовой рост составил порядка 1,9%), однако наряду с этим вырос и госдолг — до 245%.
Сообщество мировых экспертов на сегодняшний день разделилось: одни полагают, что абэномика стала прорывом для стареющей нации японцев, другие же настаивают на том, что для Страны восходящего солнца оздоровительная экономика Абэ приведет к закату промышленно мощной державы.