Исходя из того, что понятие требовательность к себе и самотребовательность чаще всего отождествляются, проанализируем процесс их формирования. Требовательность к себе формируется в процессе наложения личностью на себя общественных требований и норм морали, которые в силу их осознанности и значимости предстают сначала как потребности, а впоследствии как способы поведения. При этом этот процесс зависит, с одной стороны, от внешнего воздействия, а с другой, от индивидуальной, эмоционально-волевой и практической активности самой личности.
По мере роста ребенок начинает осознавать требования общества, коллектива, и понимать, что его деятельность не совпадает с ними. Это побуждает его к изменению себя и своего поведения. Медленно происходит переход внешних требований во внутренние. Детерминируется такой переход тем, что человек формирует определенные способы действия, способствующие возникновению и развитию в нем сознательных психических свойств. Требования начинают выступать как движущая сила процесса самовоспитания. Сначала один человек обосновывает необходимость определенных требований, а другой выполняет их, а потом человек сам приказывает себе и сам выполняет.
Формирование программы самовоспитания осуществляется за счет перехода внешних требований к человеку во внутренние требования к своей деятельности. Этот процесс происходит благодаря установлению человеком несоответствия между требованиями к нему и его поведением, которое выработано на основе самообязательства выполнить намеченную программу по самовоспитанию. Итак, требовательность является производной от требований среды, которые воспринимаются или не воспринимаются личностью, в зависимости от отношения к ним. Добавление прилагательного “же” свидетельствует о направленности действия на того, кто это действие производит. С осознанием собственных нужд личность производит и собственные критерии, оценки и требования, что является условием существования личностного уровня самосознания. Выработка собственных требований к себе и своей деятельности и поведения является признаком требовательности к себе. В процессе развития самосознания личности постепенно у ребенка складывается представление о себе как таком, кто соответствует или же несоразмерен определенным требованиям взрослых.