Системы управления денежными средствами.
Важным аспектом управления денежными средствами является эффективность их сбора. Чем быстрее компания может собрать свои денежные средства, тем раньше их можно пустить в дело, что увеличивает стоимость компании. Существует ряд систем совершенствования процесса сбора, или инкассации, денежных средств. Но прежде чем заняться этими системами, нужно познакомиться с процессом поступления и расходования денег (float concept). Перед тем как начнём говорить о проводке счетов, я бы хотел попросить минуту вашего внимания.
Проводка счетов.
В банковских терминах «флэут» (float) определяется как активы, приравненные к наличности, которые учитываются в процессе инкассации. Иначе «флэут» определяется как разница между остатком, фиксируемым в приходно-расходной книге компании (или в чековой книжке индивидуума), и остатком, показываемым в контрольных книгах банка. Предположим, например, что компания ежедневно выписывает чеков в среднем на 10 ООО долл. Если на обработку чеков и списание их со счета компании уходит пять дней, тогда банковский остаток будет на 50 000 долл. больше, чем остаток, фиксируемый бухгалтерией компании (суммы в процессе списания). И наоборот, если компания ежедневно получает чеков в среднем на 10 ООО долл., а для внесения соответствующих средств на счет компании нужны три дня, тогда банковские записи будут регулярно на 30 000 долл. ниже, чем по данным компании (суммы в процессе начисления). Разность между суммами в процессе поступления и списания называют чистыми суммами в расчетах (net float). Компания, в принципе, может постоянно иметь отрицательный кассовый остаток, если она сумеет точно предвидеть результат списания денег со счета и занесения их на счет.
Управление расчетами является интегральной частью системы управления денежными средствами. Для понимания того, как можно анализировать и управлять расчетами, нужно представлять себе этапы прохождения счетов через платежную систему. При этом объектами управления могут быть:
1. Поступления по дебиторской задолженности в процессе инкассации. Длительность задержки на этом этапе зависит от организации работы бухгалтерии и от принятых в компании процедур обработки дебиторских счетов.
2. Суммы в почтовых переводах — время на прохождение по почте счета к клиенту и на пересылку чека клиентом.
3. Суммы на счете компании-инкассатора — время между получением поступления по дебиторской задолженности в этой компании и переводом денег на счет компаниикредитора.
4. Суммы в процессе зачисления. Длительность задержки на этом этапе определяется временем на обработку полученных чеков и зачисление денег на расчетный счет.
5. Суммы в процессе списания. Длительность задержки определяется временем между выпиской счета и списанием банком денег по этому счету
Первые три вида задержек тормозят превращение полученных платежей в деньги на расчетном счете компании и увеличивают ее потребность в денежных средствах. Четвертая задержка тормозит списание денег с расчетного счета компании и уменьшает ее потребность в денежных средствах. Ускорение проводки счетов всего на один день может быть очень важным источником дохода, особенно в период высоких процентных ставок. Компания, которая за год продает в кредит товаров на 250 млн. долл., может получить дополнительно 684 932 долл. просто за счет ускорения обработки счетов на
Один день (250 000 000/365). Если ставка компании по заемным средствам равна 15%, тогда ускорение обработки счетов на один день сэкономит компании 102 740 долл. процентных издержек (доналоговых). Прохождением счетов по почте трудно управлять, хотя до известной степени в этом. Помогает система абонентских ящиков (lock boxes) (об этом мы поговорим ниже). Но время, требуемое на обработку счетов в собственной бухгалтерии и в компании, собирающей дебиторскую задолженность, может быть предметом управления. Большие выгоды дают предоставляемые банками услуги по обслуживанию расчетов. Читайте следующую статью.