Зачем распыляться?
Какие цели ставит перед собой руководитель, когда принимает решение о развитии другого направления бизнеса? Прежде всего — обеспечить бизнесу возможности выжить при любых катаклизмах, повысить конкурентоспособность и сделать свое дело еще прибыльнее.
Нет такой компании, которая не искала бы способов ускорить развитие, обеспечить себе надежный тыл и пополнить список своих козырей новыми возможностями борьбы с конкурентами. Именно в этом диверсификация способна помочь как нельзя лучше.
Справедливо считается, что увеличение количества направлений работы любого бизнеса может принести как положительные результаты, так и оказать негативное воздействие. И здесь руководству компаний необходимо подходить к процессу диверсификации очень ответственно, анализируя все факторы и принимая, взвешенные решения. Если речь идет о зарождающихся рынках, то можно браться практически за все. Траты минимальны, а потенциальные доходы очень высоки. По мере осваивания рынка можно без сожаления отбрасывать менее удачные проекты и оставлять только наиболее выгодные. Если же бизнес развивается в уже устоявшейся рыночной среде, то здесь бросаться на все
и сразу—фатальная ошибка Необходимо тщательно подготовиться к диверсификации своей будущей бизнес-империи.
Виды диверсификации
Чтобы предметно определиться с возможностями выбора, рассмотрим существующие варианты диверсификации. Традиционно выделяют два ее типа—связанная и несвязанная.
Связанной диверсификацией называют развитие новой сферы деятельности, которая так или иначе связана с основной. К примеру, предприятие может использовать уже самостоятельно разработанные технологии, сырье, подрядчиков, логистическую цепочку, даже производственные мощгости. При таком подходе компания получает весь набор преимуществ, которые успела наработать за время своего существования. Такой вид диверсификации использует большинство компаний, которые только начинают «дробить» свой бизнес на разные сферы. Причина проста — руководство и персонал начинают работу в известной обстановке и максимально снижают риск совершения ошибок. К примеру, ряд игроков ресторанного бизнеса открывают несколько заведений, ориентированных на совершенно различные категории посетителей. Всевозможные бургерные, кондитерские, пиццерии, рестораны и пабы — каждое заведение имеет свой класс и тип аудитории. Таким образом владельцы страхуют себя от утечки прибыли, если некоторые клиенты резко решат изменить своим вкусам. Еще одним гримером может служить оборонный завод в Свердловской области, который производит артиллерийское вооружение. Как только стремительно начали падать государственные заказы, завод быстро на базе своих производственных мощностей занялся выпуском трамваев. Третий пример—московский завод «Салют». Он, помимо авиационных двигателей, собирает еще сеялки и мотокосилки.
Но если собственные наработки невозможно применить в другом структурном подразделении, то компания выбирает несвязанную диверсификацию. Несвязанная диверсификация означает, что компания начинает осваивать совершенно новый для себя сегмент рынка и деятельности. Она использует другие технологии и производственные цепочки. Именно такая диверсификация считается наиболее выгодной с позиции минимизации предпринимательских рисков, поскольку проблемы в одной отрасли редко затрагивают другие направления. Такая стратегия создания разнообразия деятельности преобразует узконаправленные компании в настоящие комплексы, в которых подразделения действуют независимо друг от друга, но могут сообща поддерживать тог или иной сектор. Так, банки скупают акции мобильных операторов, нефтепереработчики вкладывают средства в IT-сферу, сеть заправок начинает продавать франшизы и т. д.
Вариантов может быть огромное множество. В качестве примера можно привести деятельность украинского бизнесмена Петра Порошенко. Он начинал с продажи какао-бобов. Заработав первый капитал, бизнесмен приобрел несколько кондитерских предприятий и впоследствии объединил их в группу ROSHEN. А дальнейшее развитие его бизнеса стало ярким примером несвязанной диверсификации. Сегодня его бизнес-империя включает: несколько автомобильных и автобусных заводов (Луцкий автомобильный завод, корпорацию «Богдан»), верфь «Ленинская кузня», телеканал «5 канал» и ряд других предприятий.
Несвязанная диверсификация намного сложнее связанной. Компания начинает деятельность в совершенно новой области, вынуждена с нуля осваивать технологии и структуру взаимодействия на этом уровне, вливаться в конкурентную среду. Все эти факторы определяют, что риски провала такого предприятия намного выше.
В рамках описанных выше типов расширения своей деятельности можно еще выделить микродиверсификацию. Это когда предприятие не сразу решает развивать полноценное направление, а сначала проводит небольшой бизнес-эксперимент—открывает отдельный элемент масштабной диверсификации. Позднее «пробник» может стать фундаментом для открытия крупного предприятия. А в случае провала не позволит компании потерять чрезмерно большие средства.
Особенности отечественного разнообразия.
Никто не будет спорить, что главной особенностью отечественных рынков можно назвать их постоянную кризисность. Предприятия реального сектора экономики и сферы услуг в подавляющем большинстве можно оценивать, скорее, как предбанкротные, а не как успешные. В условиях постоянного риска главенствующее место занимает проблема привлечения инвестиционного капитала. А этот фактор считается главным двигателем диверсификации бизнеса. Именно такие обстоятельства породили устоявшееся мнение, что лучше всего повышает прибыльность предприятия продажа его дочерних структур, которые не связаны с основным направлением. В результате — чем меньше организация, равно как и целая отрасль, нуждается в привлеченных средствах, тем успешнее проходит и шире распространяется диверсификация.
В то же время необходимо помнить великолепный лозунг одной из американских компаний: «любое усовершенствование с момента внедрения считается устаревшим». Это кредо прекрасно подходит и под систему расширения бизнес-деятельности. Как только предприятие внедряет производство нового вида продукции, необходимо тут же начинать работу по осваиванию следующего направления. Только при таком подходе можно обеспечить финансовую безопасность каждого из подразделений, а в случае кризиса они смогут под держать друг друга. Наиболее прозорливые руководители демонстрировали работу на опережение, когда непрекращающийся процесс завоевания новых отраслей и внедрения производственных линеек позволял вывести на рынок продукт или услугу, которая становилась настоящей сенсацией.
Если вы когда-либо читали стратегию комплекс для опционов то про диверсификацию вы наверняка слышите не в первые. Кстати выбрать надёжного брокера для торговли опционами можно на сайте binoption.ru.
Смотрите также связанные новости
Защита капитала и прибылей
Диверсификация
Оценка уровня диверсификации поставки природного газа стран ЕС
Что спасет бизнес от финансового кризиса
Защита капитала и прибылей
Диверсификация
Оценка уровня диверсификации поставки природного газа стран ЕС
Что спасет бизнес от финансового кризиса